КАРАБАХ: ЧАСТЬ II – Хронология конфликта с 1988 года по настоящее время. Процесс уреголирования.

Azerbaijan before Soviet invasion

История второго в 20 веке армяно-азербайджанского вооруженного конфликта начинается с февраля 1988 года, когда на сессии областного Совета Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) Азербайджанской ССР было принято решение о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армении. Не конфессиональные и этнические факторы лежат в основе той драмы, масштабы которой переросли границы локального противостояния и трансформировались в один из самых затяжных и кровопролитных конфликтов в послевоенной Европе. Его истоки в экспансионизме и политике территориальной агрессии, цель которой заключается в расширении территории одного государства путем вооруженного отторжения и насильственного захвата части территории другого, суверенного государства, члена ООН, ОБСЕ и других международных организаций.  

Прологом широкомасштабной вооруженной агрессии против Азербайджана явились антиконституционные действия поддерживаемых и контролируемых извне сепаратистских групп в нагорно-карабахском регионе, которые разворачивались на фоне противоречащих в самой грубой форме международному праву и действовавшему в то время советскому законодательству.

Начав с организации незаконных митингов, забастовок и акций неповиновения, Республика Армения перешла к созданию неконституционных структур власти в нагорно-карабахском регионе Азербайджана. На территорию Азербайджана засылались военизированные формирования, направлялось большое количество оружия и боеприпасов, создавался военный плацдарм для осуществления вооруженной агрессии против Азербайджана.

Полномасштабные военные действия в зоне армяно-азербайджанского конфликта начали разворачиваться в конце 1991- начале 1992гг. Армянские вооруженные формирования развернули боевые операции в нагорно-карабахском регионе с использованием самых современных систем оружия, кульминацией которых стали захват в феврале города Ходжалы, в ходе которого были зверски убиты около 800 мирных жителей, включая стариков, женщин и детей, и оккупация в мае 1992 г. Шушинского района. Вслед за этим вооруженные действия вышли за пределы региона и распространились на внутренний Азербайджан и армяно-азербайджанскую границу, включая ее Нахичеванскую зону. В период с мая 1992г. по май 1994г. были оккупированы еще 6 районов Азербайджана.

Таким образом, в результате агрессии против Азербайджанской Республики оккупировано более 17.000 кв.км земель, что составляет около 20% всей территории страны, погибло более 18.000 человек, свыше 50.000 ранены или стали инвалидами, разграблены или разрушены 877 населенных пунктов, 100 тысяч жилых стpоений, более 1 тысячи экономических объектов, более 600 школ и учебных заведений, 250 медицинских учpеждений. Число перемещенных лиц достигло катастрофической для страны с 7,5 млн. населением цифры, превышающей 800 000 человек, к которым следует прибавить и почти 200 000 беженцев из Армении.

Гуманитарная ситуация.

В результате этнических чисток в Азербайджане сложилась тяжелейшая гуманитарная ситуация. Большое число беженцев и перемещенных лиц размещены в палаточных лагерях, школах и общежитиях. Несмотря на предпринимаемые усилия над ними постоянно нависает угроза гибели от холода и эпидемий ввиду недостаточного уровня бытовых и санитарных условий проживания. Проблема усугубляется наличием детей и престарелых. Несмотря на то, что общая сумма гуманитарной помощи, направляемой в Азербайджан в 1997 г. составила 60 млн. долларов США, на сегодняшний день этого недостаточно для удовлетворения минимальных потребностей людей, пострадавших в результате конфликта.

Поставки вооружения в Армению.

Незаконные поставки российского оружия в Армению с 1993 по 1996 гг., включая 84 танка Т-72, 50 БМП, 32 оперативно-тактические ракеты Р-17 дальностью действия до 300 км, способных нести ядерные боеголовки, и другое вооружение, были осуществлены на сумму в 1 млрд. долларов США. С декабря 1998г. по октябрь 1999г. Россия поставила в Армению 18 истребителей МиГ-29 и МиГ-25 и зенитно-ракетные комплексы “С-300В”, что в общей сумме составило 2 млрд. долларов. В октябре 1999 г. в Армению доставлено 2 тонны запчастей для радиолокационого оборудования и оборудования связи. В планы военного командования России входит провести коренную модернизацию ПВО Армении современными системами и комплексами. Эти поставки вызывают особую озабоченность Азербайджана, так как нарушили военно-политический баланс в регионе и представляют собой серьезную угрозу безопасности всех государств региона. Эти поставки нарушают нормы международного права, принципы мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Подобные противозаконные действия находятся в противоречии с резолюцией 853 Совета Безопасности ООН, Заявлением Председателя Совета Безопасности от 18 августа 1993 года и решениями Комитета Старших Должностных Лиц ОБСЕ от 28 февраля и 14 марта 1992 года, которые требует прекратить военные поставки государствам, вовлеченным в конфликт, как способствующие эскалации конфликта и продолжению оккупации азербайджанских территорий.

Незаконные поставки также находятся в прямом противоречии с положениями Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Военное сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Армения.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи подписанный 29 августа 1997 г. фактически стал юридическим оформил военный союз между двумя государствами. Подписание подобного Договора свидетельствует о том, что с одной стороны Республика Армения не намерена урегулировать армяно-азербайджанский вооруженный конфликт политическим путем, а видит дальнейшее развитие ситуации в регионе в продолжении вооруженной конфронтации с Азербайджанской Республикой, а с другой стороны то, что Российская Федерация вступает в противоречие со своими обязательствами в качестве страны-Сопредседателя Минской Конференции ОБСЕ.

Азербайджан расценивает данный Договор как фактор, усугубляющий в значительной степени напряженную ситуацию в вооруженном конфликте и ослабляющий надежды народов региона на мирное урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, нормализацию отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и установление мира и безопасности в регионе.

15-16 декабря 1998 года в ходе рабочего визита Главнокомандующего ВВС России, генерал-полковника А. Корнуков в Армению были достигнуты очередные договоренности в сфере российско-армянского военного сотрудничества. В частности, были согласованы:

– конкретные технические вопросы значительного усиления 102-й российской военной базы, дислоцированной в Армении, и образования в ее составе новой авиационной группировки (426-я авиационная группа) ;

– дальнейшего совершенствования функционирования объединенной системы противовоздушной обороны, включая оснащение современными видами вооружений, в том числе зенитно-ракетными комплексами “С-300В”;

– постоянное базирование на территории Армении российских самолетов МИГ-29.

23 ноября 1999 года в ходе официального визита Министра Обороны Армении В.Арутюняна в Москву был подписан рабочий план военного сотрудничества министерств обороны на 2000 год. Планом предусмотрено усиление обьединенной системы ПВО, проведение совместных учений и оперативное планирование по совместному применению войск.

1 марта 2000 года в Иреване был подписан протокол о безвозмездной передаче земельных участков и недвижимого имущества в западных районах Армении 102-ой военной базе РФ сроком на 25 лет.

16 марта 2000 года министрами обороны РФ и РА И.Сергеев и В.Аратюняном был подписаны соглашения по совместному боевому дежурству, задачам и полномочиям ВС Армении и оперативной группы российской военной базы в Армении в области ПВО, а также предоставлению Россией армянским силам ПВО военных полигонов для проведения боевых стрельб.

Нарушение режима прекращения огня.

Действует с 12 мая 1994 года. Однако в последнее время провокационная деятельность армянских вооруженных подразделений, дислоцирующихся вдоль линии соприкосновения, приобретает все более наглый характер и преследует цель вынудить Азербайджан ввязаться в новый виток боевых действий. Следует отметить, что армянская сторона за время действия Соглашения о прекращении огня с мая 1994 года по май 1998 года нарушала его 1271 раз. Всего за этот период погибло 188 человек, ранено 366 человек, пропали без вести 5 человек и взято заложниками и в плен 6 человек.

Освобождение военнопленных.

При посредничестве МККК продолжается работа по освобождению военнопленных и заложников. За период с 1993 по март 2000 гг. в результате обменов между сторонами были освобождены 378 человека, из них 114 армянина и 267 азербайджанцев. Вместе с тем, по данным МНБ Азербайджанской Республики в Армении и нагорно-карабахском регионе продолжает оставаться свыше 800 азербайджанцев.

В ходе визита Действующего Председателя ОБСЕ Б.Геремека в регион 23-26 ноября 1998 года при его посредничестве была достигнута договоренность сторон на обмен всеми военнопленными в качестве меры по укреплению доверия. Однако данная договоренность была сорвана по вине армянской стороны.

15-18 сентября 1999 года в ходе визита Действующего Председателя ОБСЕ К.Воллебека в регион были освобождены в общей сложности 9 военнопленных. Причем, Азербайджан верный своим обязательствам освободил всех имеющихся на его территории военнопленных (4 человек).

 

По следушием часте: КАРАБАХ: ЧАСТЬ III – Хронология переговорного процесса.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s