КАРАБАХ: ЧАСТЬ I – История конфликта

khanates in Azerbaijan

История Карабаха уходит своими корнями в глубокую древность. Карабах является одной из исторических областей Азербайджана, его важным политическим и культурно-духовным центром.

Главная причина так называемой “карабахской проблемы” заключается в территориальных притязаниях армян к азербайджанскому народу, к Азербайджану.

Территория Карабаха (Арсаха – древнеалбанское название территории, не имеющее к армянам никакого отношения), была неотъемлемой частью всех тех государственных образований, которые существовали на территории северного Азербайджана.

С IV в. до н.э. по VIII в. н.э. территория нынешнего нагорно-карабахского региона Азербайджана являлась одной из областей Кавказской Албании, самого древнего государства Северного Азербайджана. После падения Албанского самостоятельного государства Арсах, будучи органической частью географического и политического понятия Азербайджан, входил в состав азербайджанского государства Саджидов, в Х в.- в состав государства Саларидов, в ХI-ХII вв. был частью государства Шеддадидов, в ХII-ХIII вв. Карабах составлял часть государства Атабеков-Ильденизидов, во второй половине ХIII- начале XV в. в период существования монгольского государства Хулагуидов Карабах входил в состав государства Джалаиридов, в XV в. входит в состав государства Гарагоюнлу и Аггоюнлу, а в XVI-XVII вв, Карабах, будучи в составе Карабахского беглярбекства, входит в состав государства Сефевидов, которое, в свою очередь, состояло из 4-х беглярбекств – Ширванского, Карабахского (или Гянджинского), Чухурсаадского (или Иреванского) и Тебризского. Карабахом в составе Карабахского беглярбекства владели представители тюркского племени Зияд-оглы, принадлежащего Каджарам с XVI в. по XIX в. Во второй половине XVIII в. Карабах входил в состав Карабахского ханства, вместе с которым и был присоединен к России.

Итак, Карабах никогда не входил в состав Армянского государства, которое образовалось на территории Малой Азии и находилось далеко за пределами Южного Кавказа.

Население Карабаха в период античности составляли албаны, а раннего средневековья – албаны и тюркоязычные племена барсил, савир, гунны, хазары, компактными массами осевшие на этой территории, состав которых пополнялся и обновлялся другими тюркоязычными племенами, в частности румлу, шумлу, бахарлу, кангары и др. Язык албан относится к северовосточнокавказской семье. Племена этой семьи в интересующей нас зоне, как это установлено новейшими исследованиями, обитали по крайней мере со времен мезолита (среднекаменного века), не менее десяти тысяч лет тому назад.

Практически арабами была завоевана (VII в.) низменная часть Албании, долины рек Куры и Аракса, результатом чего явилась исламизация населения равнинных частей и слияние его с тюркоязычным населением страны. Но в горном Арсахе наряду с тюркоязычными племенами продолжало сохраняться албанское население, которым правили албанские князья Михраниды. В IX в. потомки албанского Михранидского рода возродили в Арсахе Албанское царство, управляемое Джалалидами (род Гасан-Джалала) по XV в.

После утраты политической светской власти Джалаловским родом в XV в. представители этого рода становятся духовными лидерами страны, а именно патриархами-католикосами Албанской самостоятельной церкви вплоть до 1836 г., когда самостоятельность Албанской церкви вследствие интриг армянского католикосата была упразднена и она была подчинена Армянской церкви.

В XV в. род Гасан-Джалала (Джалалиды) получил от Джаханшаха титул “мелик”, после чего род распался и как следствие возникло в Карабахе пять меликств – мелких автономных княжеств: Гюлистан, Джраберд, Хачен, Варанда и Дизак. Титул мелик прилагался к фамилиям-владетелям княжеств-меликств. Мелики Карабаха в письмах к русскому царю именуют себя “наследниками албанских Аршакидов”. Албанские князья носили титул мелик, в отличие от армянских титулов ишхан, тэр и др. Ни одна из албанских меликских фамилий своими корнями не восходит к армянским родам.

Итак, историческая албанская провинция Арсах, вплоть до XIX в., была важным политическим, культурным, духовным центром осколочного албанского христианского населения, сумевшего вплоть до XIX в. сохранить свое территориальное, политическое конфессиональное единство, и самое главное – албанское самосознание.

Появление первых армянских этнических элементов на территории Азербайджана, в частности Карабаха, необходимо рассматривать через призму истории самого армянского народа.

Как известно, армяне – не являются автохтонами как на территории Малой Азии (исторической Турции), так и на Кавказе. По мнению арменистов, армяне из фригийских племен, первоначально живших на Балканах, подхваченные киммерийским движением, появились в Малой Азии в VIII в. до н.э. Далее они распространились на восток, до Ефрата. В последнем издании “Истории армянского народа” сообщается, что в XII в. до н.э. на территорию хурритов, хеттов лувийцев (в верховьях Ефрата) проникли группы индоевропейских армяноязычных племен, именуемых в ассирийских клинописях “мушку” и “уруму”, в греческих “аримами”, а в дальнейшем “армянами”.

Первое Армянское государство, возникшее в Малой Азии в VI в. до н.э. и просуществовавшее до 428 г., по своему политическому статусу была номинальным государством – фактически провинцией Персии и Римской империи. Попытки возрождения Армянского царства были предприняты в IX-XI вв. и в XII-XIV вв. Так, в IX-XI вв. в районе Карса, Эрзурума было создано армянское государство Багратидов (столица Ани), а в последующие века в XII-XIV вв. было создано армянское Киликийское царство, причем на совершенно другой территории, на северо-восточном берегу Средиземного моря.

С XV в. армянская история теснейшим образом связывается с армянской церковью. Значение и влияние армянской церкви усиливаются в особенности после переноса католикосского престола из Киликии в Эчмиадзин в 1441 г., расположенного близ Иревана. С тех пор Эчмиадзин, став руководителем политической, да и любой сферы жизни армян, является консолидирующей, организующей силой армянского народа, рассеянного по многим странам.

Так, азербайджанские области – Арсах и Сюник, часть населения которых, будучи христианским (албаны), не теряя территориального и политического единства с Азербайджаном, сохраняли с армянами конфессиональное единство.

С возникновением Османской империи армяне потеряли надежду на создание своего государства на территории Малой Азии. Они устремляют свои взоры на Кавказ, на исторический Азербайджан, вынашивают идею вытеснения с Кавказа азербайджанцев. Авторы “Истории армянского народа” вводят в научный оборот понятие “Восточная Армения”, под которым с XVI в. до XX в. ими подразумеваются только азербайджанские земли – Карабах, Иреван, Гянджа, Сюник-Зангезур. Таким образом, понятие “Восточная Армения” смещается и во времени, и в пространстве с востока от реки Ефрат на Кавказ.

Начиная с XVIII в. армяне, проникая в Россию, пытаются различными ухищрениями расположить к себе Русский двор, сначала русского императора Петра I, а затем и Екатерину II. Заинтересовывая их необходимостью освобождения от турецкого и персидского “ига” так называемую “Восточную Армению”, армяне по существу стремились “очистить” Карабах и зангезурские земли от азербайджанцев, вместе с которыми жило осколочное албанское христианское население, и завоевании этих земель Россией. Несомненно, цель армян заключалось в том, чтобы отделив эти земли от Азербайджана и присоединив их к России, продолжать выдавать их за т.н. “Восточную Армению”, теперь уже в составе России.

В 1805 г. путем мирных переговоров вынуждены были принять русское подданство Карабахское (основателем Карабахского ханства являлся азербайджанец Панах Али-хан, построенная им крепость Шуша – столица ханства – именовалась Панахабад), Шекинское, Ширванское ханства Азербайджана. А в течении 1806-1813 гг. путем ожесточенных войн (походы Цицианова, Гудовича, генерала Котляровского) были завоеваны остальные азербайджанские ханства: Талышское, Бакинское, Губинское, Гянджинское, Дербентское. С 1826 г. были присоединены Иреванское (большая часть населения – азербайджанские тюрки) и Нахичеванское ханства.

Как свидетельствуют официальные документы, в Карабахском ханстве было 90 000 жителей, имелся один город и более 600 сел, из коих всего лишь 150 армянских. В Шуше проживало примерно 1048 семей, состоящих из азербайджанцев и 474-х армян. В деревнях соответственно: 12 902 и 4 331. Однако к концу XIX века в Нагорном Карабахе уже преобладало армянское население 58%, азербайджанцев- около 42%. Значительный наплыв армянского населения в Азербайджан, особенно- в Карабах, отмечался во время и после I Мировой войны.

Увеличение численности армянского населения на Кавказе и концентрация его в пограничных с Турцией и Персией областях, причем преимущественно армян-христиан, у которых была сильна русская ориентация, диктовалось интересами России. Кроме этого, этим актом расположив к себе армянское население Турции, она получала опору в Малой Азии.

Так, в Туркманчайский и Адрианопольский договора были включены специальные статьи, разрешающие переселение армян на Кавказ – в земли Грузии и Азербайджана. Тогда и появились первые компактные армянские переселенцы в Карабахе и Зангезуре. Только в 1828-1830 гг. переселилось 130 тыс. армян. После Туркманчайского договора 1828 г. царское правительство создает новое, доселе не существовавшее в истории политическое образование (деление)- Армянскую область, состоящую из азербайджанских земель- Иреванского, Нахичеванского уездов и Ордубадского округа, причем управляемую царскими чиновниками. Это была первая попытка создать армянское политическое образование на территории Азербайджана. В 1849 г. была упразднена Армянская область и создана Эриванская губерния.

В 1836 г., когда царское правительство с целью заручиться поддержкой турецких армян и тем самым, пытаясь иерархически подчинить их прорусски настроенному армянскому патриаршеству (Эчмиадзину), пошло на ряд уступок Армянской Эчмиадзинской церкви. К таковым относились упразднение самостоятельной албанской церкви, Албанского патриаршества и подчинение их армяно-григорианской церкви. А позднее (в 1909-1910 гг.) армяно-григорианская церковь с разрешения Русского синода уничтожила в числе старых архивов и архив Албанской церкви, тщательно скрыв образцы Албанской литературы. Такую же работу провело и проводит армянское духовенство с албанскими культовыми христианскими памятниками, как в свое время оно поступило с грузинскими памятниками, о чем писал В.Л.Величко. Фактически после этого акта албаны Карабаха стали григорианизироваться, часть албан Карабаха переселилась на левый берег Куры и сохранилась – это удины, по сей день живущие в азербайджанском селе Нидж.

Вопрос о т.н. “Западной Армении”, о положении армянского населения Турции в переговорах в Сан-Стефано и Берлине в 1878 г. стал называться “армянским вопросом”, согласно которому Турция обязывалась ввести в армянских вилайетах необходимые реформы. Практически за реализацию армянского вопроса стояла только царская Россия. В целях реализации армянского вопроса были созданы политические партии “Гнчак” (1887 г.) и “Дашнакцутюн” (1890 г.), которые непосредственно подготовили идеологическое обоснование территориальных притязаний армян в Закавказье. “Дашнакцутюн” для достижения своих целей путем вооруженных выступлений и террористических актов стремилась объединить территории, на которых проживали армянские переселенцы из Ирана и Турции. Эта партия часто меняла свою ориентацию: пророссийская, затем проевропейская, затем в поддержку общетурецкого революционного движения, а потом вновь в поддержку России.

В период Балканской войны (1912-1914 гг.) Россия выдвинула программу по созданию автономной Армянской области в Турции, т.н. “Западной Армении” из вилайетов- Эрзерума, Вана, Битлиса, Дийарбекира, Харпута, Сиваса. Но эту программу европейские государства не поддержали. Следует отметить, что именно эти организации и стремившиеся сдержать революционное и национально-освободительное движение на Кавказе власти Российской империи спровоцировали в 1905 году первые армяно-азербайджанские столкновения. В результате, за период с 1907 по 1912 гг. в Карскую, Эриванскую и Елизаветпольскую области, подавляющее большинство населения которых составляли азербайджанцы, переселилось около полумиллиона армян из Турции и Ирана, что происходило при содействии российской администрации с тем, чтобы обострить до предела ситуацию в межэтнических отношениях и укрепить господство России в регионе.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. послужили новой вехой в армянском вопросе. В октябре 1917 г. в Тифлисе собрался армянский национальный конгресс, который выдвинул требование- сохранить за Россией территории Турецкой Армении, оккупированных русскими войсками во время первой мировой войны. Совет Народных Комиссаров 31 декабря 1917 г. за подписями В.И.Ленина и И.В.Сталина принял декрет о свободном самоопределении “Турецкой Армении”.

После распада Закавказского сейма и провозглашения 28 мая 1918 года Азербайджанской Демократической Республики одним из начальных шагов его правительства явилась уступка 29 мая 1918 г. города Эривань (Иреван), провозгласившей независимость, но не имевшей своего политического центра, Республике Армения. Территория Армянской республики свелась практически к Эриванскому и Эчмиадзинскому уезду с 400 тыс. жителей. В дальнейшем всяческими средствами осуществлялась политика изменения демографии Эривана, зангезурских земель в пользу армян.

Внешняя политика Азербайджана в этот период была ориентирована на развитие дружественных и добрососедских отношений с Арменией. К сожалению, вынашивающее аннексионистские планы дашнакское правительство Армении заявило претензии на входившие в состав азербайджанского государства Нахичевань, Зангезур и Карабах, что стало причиной кровопролитной войны с Азербайджаном в 1918-1920 гг. По имеющимся сведениям, только за лето 1918 г. в Зангезуре было уничтожено 115 азербайджанских сел, убито свыше 7 тыс. человек и 50 тыс. азербайджанцев покинули пределы Зангезура.

Президент США Вилсон принял поручение Лиги Наций, признавшей до этого, что Армения “без поддержки” существовать не может, в этой связи необходимо определить границы Армении. Однако Сенат, посчитав, что армянский вопрос – это европейский, большинством голосов отверг “мандат на Армению”.

Подобным же образом поступило французское правительство с армянами в отношении оккупированной Францией в 1919 г., Киликии. Франция в 1921 г. заключила мирный договор с Турцией, по которому она отказалась от Киликии.

Итак, армянских вопрос сосредоточился на Южном Кавказе. В марте-июле 1920 г. произошли столкновения с дашнаками в Карабахе, в особенности, Шуше, Нахичевани, Ордубаде. Бои развернулись в Ханкенди, Тертере, Аскеране, Зангезурском, Джебраильском, Нахичеванском, Гянджинском уездах, были уничтожены десятки азербайджанских сел.

Независимость Азербайджана была прервана после вторжения на его территорию XI-ой Красной Армии большевиков и провозглашения 28 апреля 1920 года Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Советская Россия решила не допустить превращения Армянской республики в антисоветский плацдарм. Она стала посредником в разрешении пограничных вопросов между Арменией и Азербайджаном. В июле 1920 г. Эриванское дашнакское правительство дало тайный приказ дашнакам открыть партизанские карательные действия на территориях Карабаха, Нахичевани и Зангезура. Летом того же года большевики, разбив войска дашнакской Армении, вторгавшиеся в Карабах, установили здесь Советскую власть, а позднее в ноябре 1920 г. власть дашнаков была свергнута и в Армении.

В 1920 г. в письме председателя Азревкома Н.Нариманова, члена Кавказского краевого комитета Б.Мдивани, члена ЦК КП Азербайджана А.Микояна и члена ЦК КП Армении А.Нуриджаняна народному комиссару иностранных дел Г.Чичерину и Г.Орджоникидзе говорилось: “Что же касается якобы спорных Зангезура и Карабаха, уже вошедших в состав Советского Азербайджана, категорически заявляем, что эти места бесспорные и впредь должны находиться в пределах Азербайджана. Джульфинский и Нахичеванский районы сплошь заселены мусульманами должны быть присоединены к Азербайджану”.

Подобного же мнения придерживался и Г.Орджоникидзе, который в телеграммах В.Ленину, И.Сталину, Г.Чичерину подчеркивал экономическое тяготение Карабаха и Зангезура к Баку и Азербайджану. Сохранились слова А.Микояна: “Дашнаки – агенты армянского правительства, добиваются присоединения Карабаха к Армении, но это для населения Карабаха значило бы лишиться источника своей жизни – Баку, и связаться с Эриванью, с которой никогда и ничем не были связаны”.

В ответ на территориальные притязания Армянской ССР Кавказское бюро ЦК РКП(б) на своём заседании 5 июля 1921 г. постановило: “Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах (подчёркнуто ред.) Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области”. Создание автономной области не было искусственным актом, хотя и входило в противоречие с историческим правом Азербайджана на собственные земли – к этому толкала сложная обстановка, сложившаяся внутри Нагорного Карабаха и вокруг него.

В 1922 г. Азербайджанская ССР была включена в состав СССР, в рамках которого атрибуты независимости республик носили чисто формальный характер. Азербайджанский Центральный Исполнительный Комитет 7 июля 1923 г. издал Декрет “Об образовании автономной области Нагорного Карабаха”. Таким образом, правительство Азербайджанской ССР своим нормативным актом в интересах своих граждан армянской национальности создало автономию на территории Азербайджана. Наряду с этим, проживавшим компактно в Армении трёмстам тысячам азербайджанцев как со стороны центрального правительства СССР, так и правительства Армянской ССР было отказано даже в культурной автономии, что ущемляло их права и в конечном итоге привело к их неоднократной депортации (1948-50 гг.) и драматическому насильственному выселению с территории Армении несколько раз, в т.ч. более 200 000 человек в 1988-1989 гг.

Необходимо отметить, что после установления советской власти во всем Закавказье в 1921 году захваченные у Азербайджанской Республики территории не были востребованы правительством Азербайджанской ССР. Наоборот, наступил следующий, “мирный” этап отторжения земель, которое осуществлялось при содействии коммунистического руководства России и Советского Союза. В 1921 году было узаконено “приобретение” Арменией Зангезурского уезда, что привело к полной изоляции Нахичевани от Азербайджана. Подобным же образом в 1922 году большевики распорядились азербайджанскими землями Дилижан и Гейча. В 1929 году от Нахичевани было изъято и присоединено к Армянской ССР несколько сел. В 1969 году Армянская ССР вновь расширила свою территорию за счет азербайджанских земель уже в Кедабекском районе. Как и в прежние годы, под давлением центральных властей в 1984 году Азербайджан “передал” Армении ряд сел Казахского района.

С учетом вышеизложенного, важно отметить, что если на 1 января 1920 года территория Азербайджанской Демократической Республики составляла 113,9 тысяч кв. км, то теперь общая площадь территории Азербайджанской Республики составляет 86,6 кв.км. Численность населения бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджана, согласно переписи 1989 года, составляла 186,1 тыс. человек, из них: 138,6 тысяч армян (73,5%); 47,5 тысяч азербайджанцев- (25,3%).

Следует также отметить, что новый виток армяно-азербайджанского противостояния в конце восьмидесятых годов нынешнего столетия вызван не надуманной “дискриминацией армянского меньшинства” в Азербайджане и экономическими трудностями, а началом реализации давно вынашиваемых экспансионистских планов, самые благоприятные условия для воплощения которых возникли в период расползания коммунистической империи. С февраля 1988 года Армения, при попустительстве руководства СССР, организовала антиконституционные действия административных структур НКАО, ставшие прологом широкомасштабной вооруженной агрессии Армении против Азербайджана. 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s